МБОУ "Вослебовская СОШ"
село Вослебово, Скопинский район, Рязанская область
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    Зачисление в школу лиц с ОВЗ

    Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ  не могут отказать в поступлении в школу. Здесь стоит отметить, что совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних.

    Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.   

    Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона). Стоит отметить, что рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ.

    Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации.  Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.

    Существуют рекомендации СанПиН , которые необходимо учитывать при  составлении образовательной программы для лиц с ОВЗ.

    Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).

    Дети с трудностями обучения — это не редкость в современной школе. Адаптация к школе у таких детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода — неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.

    Что такое специальные условия обучения?

    Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:

    • использование специальных образовательных программ, методов обучения;
    • использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
    • предоставление услуг ассистента/тьютера;
    • проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
    • обеспечение доступа в здание образовательной организации;
    • использование дистанционных образовательных технологий;
    • предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.

    Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.

    Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.)

    Определением траектории развития и обучения в школе детей с ОВЗ  занимается областная  ПМПК.

    Организация обучения на дому лиц с ОВЗ

    Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.

    Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов.

    Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

    В 2023-2024  учебном году в школе  количество детей-инвалидов и детей с ОВЗ составляет 17 человек.

    -В школе имеются АООП разных уровней . 10 детей обучаются по АООП  НОО ,АООП  ООО и АООП СОО. Из них  по АООП для детей с ЗПР обучается 6 чел., по АООП для детей с ТНР- 1 чел., по АООП для слабослышащих детей – 1 чел., по АООП для детей с интеллектуальными нарушениями – 2 чел.

     7 детей  обучаются на дому , из них по АООП – 7 чел.

    -Специфика заболеваний   12 детей не требует использования специальных учебников и других учебных пособий,  пятерым обучающимся предоставлены специальные учебники.

    -Для детей данной категории доступны все средства обучения и воспитания , используемые в учебно-воспитательном процессе.

    -В графике работы школьного психолога , логопеда  и социального педагога предусмотрены специальные часы для работы с детьми данной категории.

    - Как и все обучающиеся школы , данная категория школьников имеет доступ       к информационно-телекоммуникационным сетям , ЭОР.

    Нормативно-правовая база.

    Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (статья 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья) (с изм. и доп., вступает в силу с 28.02.2023)https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/79/

    Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.06.2013 № ИР-535/07   «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

    Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.04.2015 № 01-50-174/08-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья»

    Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»

    Письмо Минобрнауки России «О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ» №07-818 от 20.02.2017

    Письмо Минпросвещения России от 01.08.2019 № ТС-1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ»

    Методические рекомендации по введению обновленных ФГОС НОО и ООО (письмо Министерства просвещения от 15.02.2022 № АЗ-113_03)

    Об организации ООО обучающихся с ОВЗ в 2021-2022 уч.г. (Письмо Минпросвещения от 27.08.2021 № АБ-1362_07).

    Письмо Министерства образования и науки РФ от 30.05.2012 № МД-583/19 «Методико- педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»

    Приказ Минпросвещения России от 08.11.2022. № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г. № 72264)

    Основные требования к структуре и содержанию примерной АООП ООО обучающихся с ОВЗ

    Перечень информационных ресурсов по вопросам организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью

    Разработка специальных требований к предметным результатам освоения ФГОС ООО обучающимися с ОВЗ

    Методическое пособие по оптимизации системы оценивания и улучшению организации ППС обучающимся с нарушениями чтения и письма (письмо Минпросвещения России от 10.04.2020 № 07-2627)

    Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с дисграфией и дислексией (письмо Минпросвещения России от 08.02.2019 № ТС-421/07)

    Примерное Положение об оказании логопедической помощи (Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75)

    Распоряжение Минпросвещения России от 28.01.2021 № Р-28 «О создании Федерального методического центра по инклюзивному образованию»

    Сайт поддержки введения ФГОС ОВЗ

    Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2020 № Р-193 «Методические рекомендации по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»

    Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки

    Свяжитесь с нами через форму обратной связи

    Меры поддержки

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    В школе реализуется программа «Доступная среда», которая предусматривает создание безбарьерной среды для детей с ОВЗ. Для организации доступности школы для таких детей в МБОУ «Вослебовская СОШ» расширены  входные группы  в центральном вестибюле на 1 этаже , в столовой , в классной комнате; оборудована туалетная комната, установлен пандус на входе в здание школы, проложена пешеходная дорожка с бордюрами. Внутри здания  на стенах по пути  движения обучающихся с ОВЗ  с ослабленным зрением  наклеены пиктограммы,  тактильные мнемосхемы . Оборудован кабинет психолога

    В школе отсутствуют тьюторы , ассистенты (помощники) , оказывающие обучающимся с ОВЗ необходимую помощь.

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Материально-техническое обеспечение образовательной организации

    Имеются кабинеты начальных классов -6 (в том числе 1 кабинет оборудован и приспособлен для использования инвалидами и лицами с ОВЗ), кабинеты географии–1, кабинеты математики – 1, кабинеты физики – 1, кабинеты химии и биологии – 1, кабинеты информатики – 1 , кабинет истории – 1 , кабинет иностранного языка – 1 , кабинет русского языка и литературы – 1 , кабинет ОБЖ – 1 , библиотека с читальным залом – 1 , медицинский кабинет – 1 , спортивный зал – 1 , актовый зал – 1 , столовая – 1 (в том числе для использования инвалидами и лицами с ОВЗ).

    О специальных условиях питания

    В  соответствии с установленными требованиями Санитарных правил созданы следующие условия для организации питания учащихся:
    -   столовая школы оснащена необходимым производственным оборудованием и посудой; обеденный зал рассчитан на 78 посадочных мест.
    -  для обучающихся детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей из многодетных семей и детей из семей участников СВО, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения        родителей организовано 2-х разовое питание - бесплатный горячий завтрак и обед.

    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie