МБОУ "Вослебовская СОШ"
село Вослебово, Скопинский район, Рязанская область
  • Информационная безопасность

    Важным требованием обеспечения деятельности образовательного учреждения является поддержание высокого уровня информационной безопасности. Причем ИБ здесь имеет свою специфику. Помимо защиты баз данных и предотвращения хакерских атак, важно оградить учащихся от любых проявлений пропаганды и манипуляций.

    Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей. Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц. Вторая цель ИБ – защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.

    • персональные данные и сведения, которые имеют отношения к учащимся, преподавательскому составу, персоналу организации, оцифрованные архивные документы;
    • обучающие программы, базы данных, библиотеки, другая структурированная информация, применяемая для обеспечения учебного процесса;
    • защищенная законом интеллектуальная собственность.
    • Ученикам об информационной безопасности

      НЕЛЬЗЯ

      Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей);

      Открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя;

      Грубить, придираться, оказывать давление - вести себя невежливо и агрессивно;

       Не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших - всегда спрашивай родителей;

       Не встречайся с Интернет-знакомыми в реальной жизни - посоветуйся со взрослым, которому доверяешь.

      ОСТОРОЖНО

      Не все пишут правду. Читаешь о себе неправду в Интернете - сообщи об этом своим родителям или опекунам;

      Приглашают переписываться, играть, обмениваться - проверь, нет ли подвоха;

       Незаконное копирование файлов в Интернете - воровство; 

       Всегда рассказывай взрослым о проблемах в сети - они всегда помогут;

       Используй настройки безопасности и приватности, чтобы не потерять свои аккаунты в соцсетях и других порталах.

      МОЖНО

       Уважай других пользователей;

       Пользуешься Интернет-источником - делай ссылку на него;

      Открывай только те ссылки, в которых уверен;

      Общаться за помощью взрослым - родители, опекуны и администрация сайтов всегда помогут;

       Пройди обучение на сайте "Сетевичок" и получи паспорт цифрового гражданина!

    Безопасность в интернет

    Документы

    Документы не выбраны

    Детские безопасные сайты

    Для детей всех возрастов

    возрастреклама

    http://anima.at.ua/

    Ресурс, посвященный истории мультипликации и рассказам о создании мультфильмов. Для самых маленьких есть раздел «Музыка из мультфильмов».

    0–5,
    6–11,
    12–16

    Да

    http://mult-online.ru/

    Ресурс, на котором можно смотреть мультфильмы. Все мультфильмы разделены на разные категории.

    0–5,
    6–11,
    12–16

    Да

    http://www.ivi.ru/animation/detskie

    Раздел крупного медиапортала, посвященный мультфильмам.

    0–5,
    6–11,
    12–16

    Да

    http://deti.zoomby.ru/

    Коллекция разнообразных мультфильмов.

    0–5,
    6–11,
    12–16

    Да

    http://minicinema.ru/

    Детские мультфильмы и фильмы для онлайн-просмотра.

    0–5,
    6–11,
    12–16

    Да

    http://concurso.cnice.mec.es/cnice2005/132_English_for_

    Little_children/presentacion/presentacion.html

    Обучающий английскому мультфильм для детей

    0–5,
    6–11,
    12–16

    Нет

    http://www.igrovaia.ru/

    Коллекция разнообразных игр для детей.

    0–5,
    6–11,
    12–16

    Да

    http://www.lego.com/ru-ru/games

    Официальный сайт Lego, содержит не только рекламу своих новинок, но и видеоигры для детей разного возраста

    0–5,
    6–11,
    12–16

    Нет

    http://coolmult.ru/

    Коллекция мультфильмов для детей разного возраста.

    0–5,
    6–11,
    12–16

    Да

    http://detionline.org/

    Игры для детей разных возрастов. Есть простые развлечения в стиле «придумай подпись к фотографии» и более интеллектуальные. Есть здесь и игры совсем для малышей: раскраски, рисование по точкам и поиск различий.

    0–5,
    6–11,
    12–16

    Нет

        Для всех. Полезные и интересные сайты, на которых найдется что-то для детей любого возраста и их родителей или для совместного времяпрепровождения всей семьи.

    возрастреклама

    http://xn--80adcefpbn1a9bkb.xn--p1ai/

    Коллекция детских книг для самостоятельного изучения или для чтения с мамой и папой. Подборка нестандартная, много редких сказок.

    0–5,
    6–11,
    12–16, Родители

    http://talebook.ru/

    Сборник редких европейских народных сказок. Самым маленьким их могут прочитать родители, ребята постарше могут ознакомиться с произведениями сами.

    0–5,
    6–11,
    12–16, Родители

    Да

    http://peskarlib.ru/

    Большая библиотека произведений, которые будут интересны как самым маленьким для чтения с родителями, так и более взрослым ребятам.

    0–5,
    6–11,
    12–16, Родители

    Да

    http://detskieradosti.ru/

    Портал, на котором есть, кажется, все: игры, музыка, мультфильмы, статьи, методические материалы для родителей и различные тесты.

    0–5,
    6–11,
    12–16, Родители           

    Да                             

    http://web-landia.ru/

    Каталог детских ресурсов. Может использоваться как отправная точка для путешествия по Сети даже самыми маленькими исследователями.

    0–5,
    6–11,
    12–16, Родители

    Нет

    http://www.vezuha.tv/

    Комиксы и мультфильмы про одну веселую семью, созданные студией «МетрономФильм»
    при поддержке Министерства культуры России.

    0–5,
    6–11,
    12–16, Родители

    Нет

    Родителям

    Документы

    Документы не выбраны

    Педагогам

    Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей. Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц. Вторая цель ИБ – защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.

    Информационная безопасность в современной образовательной среде в соответствии с действующим законодательством предусматривает защиту сведений и данных, относящихся к следующим трем группам:

    • персональные данные и сведения, которые имеют отношения к учащимся, преподавательскому составу, персоналу организации, оцифрованные архивные документы;
    • обучающие программы, базы данных, библиотеки, другая структурированная информация, применяемая для обеспечения учебного процесса;
    • защищенная законом интеллектуальная собственность.

    Действия злоумышленников могут привести к хищению указанных данных. Также при несанкционированном вмешательстве возможны внесения изменений и уничтожение хранилищ знаний, программных кодов, оцифрованных книг и пособий, используемых в образовательном процессе.

    В обязанности лиц, отвечающих за информационную безопасность, входит:

    • обеспечение сохранности защищаемых данных;
    • поддержание информации в состоянии постоянной доступности для авторизованных лиц;
    • обеспечение конфиденциальности подлежащих защите сведений, предотвращение доступа к ним со стороны третьих лиц.

      Угрозы информационной безопасности

      Спецификой обеспечения ИБ в информационных учреждениях является состав характерных угроз. К ним относится не только возможность хищения или повреждения данных хакерами, но также деятельность учащихся. Подростки могут сознательно или ненамеренно повредит оборудование или заразить систему вредоносными программами.

      Угрозам намеренного или ненамеренного воздействия могут подвергаться следующие группы объектов:

    • компьютерное и другое оборудование образовательной организации, в отношении которого возможны воздействия вредоносного ПО, физические и другие воздействия;
    • программное обеспечение, применяемое в учебном процессе или для работы системы;
    • данные, которые хранятся на жестких дисках или портативных носителях;
    • дети и подростки, которые могут подвергаться стороннему информационному воздействию;
    • персонал, поддерживающий работу ИТ-системы.
    • Угрозы информационной безопасности образовательного учреждения могут носить непреднамеренный и преднамеренный характер. К угрозам первого типа относятся:

    • аварии и чрезвычайные ситуации – затопление, отключение электроэнергии и т. д.;
    • программные сбои;
    • ошибки работников;
    • поломки оборудования;
    • сбои систем связи.
    • Особенностью непреднамеренных угроз является их временное воздействие. В большинстве случаев результаты их реализации предсказуемы, достаточно эффективно и быстро устраняются подготовленным персоналом.

      Намного более опасными являются угрозы информационной безопасности намеренного характера. Обычно результаты их реализации невозможно предвидеть. Намеренные угрозы могут исходить от учащихся, персонала организации, конкуренты, хакеры. Лицо, осуществляющее преднамеренное воздействие на компьютерные системы или программное обеспечение, должно быть достаточно компетентным в их работе. Наиболее уязвимыми являются сети с удаленным в пространстве расположением компонентов. Злоумышленники могут достаточно легко нарушать связи между такими удаленными компонентами, что полностью выводит систему из строя.

      Существенную угрозу представляет хищение интеллектуальной собственности и нарушение авторских прав. Также внешние атаки на компьютерные сети образовательной организации могут предприниматься для воздействия на сознание детей. Наиболее серьезная угроза – возможность вовлечения детей в криминальную или террористическую деятельность.

      Меры защиты

      Современные технологии информационной безопасности образовательной организации предусматривают обеспечение защиты на 5 уровнях:

    • нормативно-правовой;
    • морально-этический;
    • административно-организационный;
    • физический;
    • технический.

    Методические и справочные материалы

    УРОК.РФ — педагогическое сообщество, предназначенное для работников школьного, дошкольного и дополнительного образования, а также для всех специалистов, занимающихся образовательной и воспитательной деятельностью.

    ФИПИ — сайт Федерального института педагогических измерений, на котором уже размещены демоверсии  ОГЭ и  ЕГЭ 2021 года и опубликованы открытые банки заданий ГИА.

    1сентября.рф — известный издательский дом предлагает учителям более десятка уникальных проектов: фестиваль методических разработок, конкурсы, курсы повышения квалификации, вебинары, онлайн-выставки.

    school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

    ict.edu.ru — федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». pedsovet.org — всероссийский интернет-педсовет. SkySmart – онлайн-школа для детей и подростков. Фоксфорд.ру — возможность пройти бесплатное дистанционное обучение у экспертов МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны. 

    interneturok.ru — открытые уроки по всем предметам школьной программы, содержат тесты, тренажеры и конспекты. Учитель найдет готовые материалы для урока, может послушать видеолекции по детской психологии.

    Youtube-канал Drofapublishing — архив вебинаров авторов учебников, ученых, преподавателей, учителей-практиков, открытые уроки, интервью с ведущими специалистами. Медиатека «Просвещения»— это электронные учебники издательства, а также доступ к другим полезным материалам: рабочим программам, методическим пособиям, курсам повышения квалификации, интерактивным рабочим тетрадям. Образавр – бесплатная интерактивная онлайн-платформа для изучения школьных предметов: уроки по школьной программе, тренажеры, обучающие карточки и многое другое.
     

    Методические и справочные материалы

    В связи с глобальным процессом активного формирования и использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей.

    Доступ учащихся к информационным ресурсам сети Интернет дает возможность школьникам пользоваться основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в школе, выполнять домашние задания, самостоятельного обучаться. Благодаря таким ресурсам у школьников появляется возможность узнавать о проводимых олимпиадах, конкурсах, и принимать в них активное участие. Использование Интернета в работе с детьми достаточно обширно: это использование электронной почты; поиск в сети нужной информации; создание собственных школьных веб-страниц; рассылка; обмен опытом; ответы на типичные вопросы; совместные проекты школьников (и учителей) разных школ.

    Использование Интернета в образовательной деятельности таит в себе много опасностей. Бесконтрольный доступ к Интернету может привести к:

    • Инернет – зависимости
    • знакомству с человеком с недобрыми намерениями.
    • заражению вредоносными программами при скачивании файлов,
    • неправильному формированию нравственных ценностей
    • нарушению нормального развития ребенка

    Для преодоления негативного воздействия сети Интернет школа должна проводить целенаправленную воспитательную работу с педагогическим коллективом, учащимися, родителями.

    Очень важно, чтобы во всех школах был безопасный Интернет. По статистическим данным на сегодняшний день в России насчитывается от 9 до11 млн. интернет-пользователей в возрасте до 14 лет. Две трети детей выходят в глобальную сеть самостоятельно, без присмотра родителей и педагогов. Примерно 40% школьников посещают веб-страницы нежелательного и запрещенного содержания. Не секрет, что у многих развивается интернет-зависимость и игромания.

    Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.

    Медиаобразование выполняет важную функцию защиты от противоправного воздействия средств массовой коммуникации, а также способствует предупреждению криминальных посягательств на детей с использованием информационно - телекоммуникационных сетей.

    Принятый 29 декабря 2010 года Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

    В обеспечении мер по Интернет-безопасности образовательное учреждение должно играть ключевую роль, так как в современной школе обучение проводится с использованием технологий, отвечающих своему времени, имеются в виду информационно-коммуникационные технологии. Поэтому школа должна взять на себя главную ответственность за развитие у детей и их родителей цифровой грамотности и обучение их навыкам безопасности.

    Решение задачи по обеспечению безопасности при использовании компьютера и интернета детьми требует комплексного подхода, решения множества психолого-педагогических вопросов. Эти направления должны стать основой для решения проблем медиабезопасности в образовательных учреждениях. Стимулируя детей к более широкому разнообразию онлайн-деятельности и одновременно с этим обучая их критически оценивать ресурсы, развивая навыки безопасного поведения в сети, педагоги приумножают те преимущества, которые дает обучение в онлайне, усиливает защиту наших детей и повышают компетентность всех участников образовательного процесса. Особые усилия необходимы в отношении наименее привилегированных и самых младших детей.

    Проблема информационной безопасности образовательного учреждения превращается в последнее время из гипотетической во вполне реальную. Количество угроз растет с каждым днем, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени должны изменяться и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащаются компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.Вот поэтому-то обеспечение информационной безопасности учебного процесса, в том числе непрерывного функционирования компьютерных и информационных ресурсов, является весьма важной для его качества.

    Нормативно-правовая база

    pdf.pngФедеральный закон от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ "О персональных данных"

    pdf.pngФедеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

    pdf.pngПостановление Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. №1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных"

    pdf.pngПриказ ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. №21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных"

    pdf.pngПриказ ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. №17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах"

    pdf.pngМетодический документ ФСТЭК России от 11 февраля 2014 г. "Меры защиты информации в государственных информационных системах"

    Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

    Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 N 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей»​

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie